gerb_yakytii Герб города Нерюнгри Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)

Народный депутат Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Александр Андреевич Кошуков

Главные новости

Гороскоп

гороскоп
Декабрь 2018
ПВСЧПСВ
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Веб-сайты органов государственной власти

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект о запрете ремонтных работ в выходные дни?

ДА - 83.3%
Нет - 16.7%

Результаты: 18

Чульман: дорога жизни

В Нерюнгринском районе продолжает работу историко-краеведческая экспедиция, которую организовал народный депутат Якутии Александр Кошуков. Экспедиция добровольцев и энтузиастов ставит перед собой задачу тщательно изучить достопримечательности, исторические и памятные места поселка Чульман, чтобы создать местный реестр этих достопримечательностей к 100-летию старейшего поселка Нерюнгринского района, которое будет отмечаться в 2026 году. Экспертом экспедиции выступает историк и краевед из Чульмана Чингиз Андрющенко.


В советское время Чульман был не только крупнейшим населенным пунктом и районным центром (с 1941 по 1963 год), но и одним из главных транспортных узлов Южной Якутии. Через него проходит Амуро-Якутская магистраль, преодолевающая сотни больших и маленьких рек. В поселке Чульман одноименная река особенно широка.


До тех пор, пока через реку Чульман (с четвертой попытки!) не построили сегодняшний каменный мост, переправа через реку была занятием весьма проблематичным и рискованным. В реке гибли люди, тонули автомобили, навсегда пропадали грузы. Дорога ещё только строилась, а по неё уже непрерывным потоком шли грузы.


Автомобилей практически не было. Помогали верблюды, доставленные из Монголии и олени местных эвенков. Этим двум, казалось, несовместимым видам животных из разных широт земли – верблюдам и оленям - пришлось встретиться на одной дороге. При этом верблюды и лошади были во много раз менее производительны, чем грузовики. В 1932 году в «АЯМтранс» стали поступать в массовом количестве грузовые автомобили с новых советских автозаводов. К 1938 году с дороги были окончательно вытеснены животные, а весь северный завоз исключительно перешел на моторную тягу. Сразу же встал вопрос о строительстве моста через реку Чульман.


Участники экспедиции Александра Кошукова внимательно изучили то, что осталось сегодня на берегу реки Чульман от прошлых сооружений. На том месте, где работала паромная переправа, осталось немало её следов: толстые тросы, остатки креплений, деревянные, надежно вкопанные в землю, помосты... По сохранившимся фотографиям тех лет видно, что переправу в действие приводили два американских грузовика «Студебеккера», стоявшие на обоих берегах реки. Трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation выпускался с 1941 по 1945 годы и был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу. В отличие от советских грузовиков, он имел полный привод — на все три оси, что позволяло ему приводить в движение механизм переправы. «Паромная переправа через реку Чульман работала до окончательного строительства деревянного моста, начатого в 1939 году. То есть до 40-х годов…

Остатки береговых опор её волока видны в наши дни под осыпями сопки любви, невдалеке от автомоста. Инженерным сооружениям парома скоро исполнится 100 лет», - рассказал участник экспедиции, историк и краевед, житель Чульмана Чингиз Андрющенко. Немного в стороне от переправы стояла лодочная станция.

И сегодня, как убедились участники экспедиции Александра Кошукова, на берегу реки Чульман крепко стоят остатки сохранившегося бетонного причала. Через него натягивался трос, по которому пассажиры и грузы на лодках переправлялись на противоположный берег. В 1939 году через реку Чульман начали строить первый постоянный мост. Но «наводнение 1942 года снесло все постройки вдоль реки, от моста тоже ничего не осталось. Его попытались восстановить, но второй паводок 1946 года превзойдёт первый», - рассказывает Чингиз Андрющенко. В 1947 году началось строительство нового моста через реку Чульман. Для этого в посёлок прибыли представители второго управления «Дальстроя» . Через два года через реку возвели каменные быки-опоры, которые действуют и сегодня под сегодняшним каменным мостом. Строился третий мост заключенными лагеря ГУЛАГ НКВД. В 1951 году постоянный мост был, наконец-то, сдан в эксплуатацию. В 1984 году в Чульмане появился мостоотряд № 49. К 90-м годам ХХ века он возведёт множество современных мостов, в том числе тот, по которому сегодня переезжают Чульман – и поселок, и реку. Многие бывшие специалисты мостоотряда и сегодня живут в старейшем поселке Нерюнгринского района. Историко-краеведческая экспедиция, которую организовал народный депутат Якутии Александр Кошуков, продолжает свою работу.